Подбор и мотивация персонала


Вследствие активного роста экономики и стремительного усиления конкуренции во многих областях российский рынок труда в настоящее время как никогда динамичен. Растущий дефицит кадров делает проблему поиска и отбора специалистов все более актуальной. Реалии сегодняшнего дня таковы, что рынок и конкуренция являются теми регулирующими факторами, которые позволяют квалифицированным специалистам «перетекать» в наиболее перспективные отрасли бизнеса, в компании с более выгодными условиями труда и возможностями профессионального и карьерного роста. Этому помогают большое количество информационных ресурсов и современные Интернет-технологии. Профессионалы получили возможность выбора и придирчиво смотрят на то, что им реально предлагают работодатели.
На тему управления персоналом, или «человеческими ресурсами» (в западной терминологии), написано немало книг. И несмотря на это, состояние работы с персоналом во многих организациях оставляет желать лучшего. Далеко не все работодатели осознают, что одним из определяющих факторов эффективности бизнеса выступает профессионально организованный подбор персонала. Еще совсем недавно лишь очень немногие отечественные руководители понимали важность проблемы мотивации персонала. В связи с этим в данном направлении почти не велись научные разработки, и даже сегодня крайне мало учебных курсов, посвященных построению действенных систем мотивации персонала. А ведь недаром стало расхожим выражение «Кадры решают все!».
В отличие от отечественных предприятий большинство западных компаний уже давно ориентированы на построение долгосрочных отношений с работниками. В результате продуманного подбора и отбора сотрудников, создания соответствующей системы мотивации персонала в таких компаниях весьма низкая текучесть кадров.
Понимание важности данной проблемы и побудило нас написать книгу на столь интересную и увлекательную тему, как подбор и мотивация персонала для эффективного бизнеса. Бизнес-аналитики прогнозируют особую актуальность тематики работы с персоналом в ближайшие годы. Многие эксперты сходятся во мнении, что в России уже наступил кадровый кризис. Особенно непростая ситуация складывается в производственной сфере. Так, на многих предприятиях средний возраст производственных работников около 50 лет, и он продолжает увеличиваться, а молодежь преимущественно стремится к административно-управленческой работе (включая бухгалтерию, экономический и юридический отделы).
В настоящее время на лекциях и семинарах по кадровому менеджменту вопросов от слушателей поступает предостаточно. Значит, интерес к теме и потребность в этих знаниях есть!
Политика найма в нашей стране весьма различна в разных фирмах и зависит, как правило, от корпоративной культуры и системы ценностей предприятия. Часто выбирают кандидата, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения конкретной работы на занимаемой должности. Однако далеко не всегда. Многие руководители кадровые проблемы осознают только тогда, когда думать о них бывает уже поздно, да и средств на это может уже не хватать, если фирма на пороге кризиса. Поэтому перед тем, как вы начнете читать эту книгу, предлагаем взять на заметку слова: «Фирма начинается со службы персонала».
Предлагаемая вашему вниманию книга адресована прежде всего специалистам службы персонала. В ней представлены две важные составляющие работы с кадрами: подбор и мотивация персонала. Как показывает опыт, в большинстве случаев недостаточно подобрать хороших работников, нужно еще суметь их эффективно мотивировать.
8
Стойко придерживаясь тезиса «Краткость — сестра таланта», мы постарались не мучить вас излишним теоретизированием и наукообразием формулировок. Хотя некоторые из них все же пришлось «прописать» более подробно.
Надеемся, что книга поможет вам освоить основные процедуры профессионального подбора кадров и разобраться в подходах и методах мотивации персонала.
С пожеланием успехов, Олег Аллин и Наталья Сальникова
Л. Отбор персонала
Эффективный сотрудник: профессиональные и личностные требования
Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах.
Рейхани
Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте.
Козьма Прутков
Профессии — явления исключительно общественные, возникающие и сменяющие друг друга довольно быстро, особенно в условиях активного научно-технического развития, в отличие от человека, чьи свойства обусловлены его природой и весьма инертны. Поэтому, выбирая ту или иную профессию, мы стараемся учесть свои особенности, личностные черты, темперамент, физический, интеллектуальный и творческий потенциал.
Каждый человек отличается от других своими личными качествами. Среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными (ПВК). К примеру, для хирурга и скрипача очень важна высокая точность движений, животноводу важно быть заботливым и дальновидным, чертежнику — скрупулезно аккуратным,
10
милиционеру — решительным и смелым и т.д. Интересно, что любое качество личности в одном случае является профессионально важным, а в другом, «противоположном», виде деятельности может мешать продуктивной работе. Так, например, общительный человек будет неудовлетворен работой, требующей сосредоточенности в «одиночку», это скажется на эффективности его деятельности, и наоборот, если его работа связана с общением, он может буквально «расцвести» на ней и добиться высоких результатов.
Но мало выбрать подходящую профессию: чтобы быть успешным, необходимо стать настоящим профессионалом.
Для достижения профессионализма в деятельности нужно обладать определенными «стартовыми возможностями»: способностями, специальными знаниями, умениями, квалификацией, мотивацией. Профессионализм связан с самореализацией в профессиональной сфере, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации профессиональных достижений.
Основные понятия, с которыми мы сталкиваемся, когда говорим о профессионализме работника, — пригодность, готовность и успешность.

1 2 3 ... 76