Корреляционный анализ — статистический метод оценки формы, знака и «силы» связи исследуемых признаков или факторов, их вероятностные зависимости с помощью поиска и интерпретации различных коэффициентов корреляции. Широко применяется в психологических исследованиях.
228
Коэффициент интеллектуальности (сокращенно: IQ) — показатель, отражающий уровень развития умственных способностей или располагаемых знаний. Определяется на основе использования определенного набора тестов. Широко используется в США и ряде других стран в методической системе профессионального психологического отбора, при оценке умственных способностей.
Креативность — способность отклоняться в мышлении от традиционных схем, порождать необычные идеи, довольно быстро разрешать проблемные ситуации. Охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, помогающих развитию способности к творчеству.
-Л-
Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.
Личность — 1. Социальная сторона, социальное качество в человеке. 2. Конкретный человек, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности.
Льготы — часть компенсации работникам организации в форме предоставления права получения услуг, повышающих уровень их жизни.
Мастерство профессиональное — психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.
229
Менеджер — лицо, организующее и контролирующее производственный и/или торговый процессы или часть их. Менеджер является должностным лицом компании и входит в ее средний или высший руководящий состав.
Менеджмент — 1. Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли. 2. Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган. 3. Организация деятельности фирмы. Близкое понятие — управление.
Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод анализа документов — один из основных психологических методов исследования, заключающийся в оценке личности или групп людей на основе анализа документов (автобиографий, личных дел, протоколов и др.).
Метод графологический — способ исследования личности человека по его почерку.
Метод наблюдения — общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности (коллектива, группы людей) или же отдельных психических функций, реакций.
Метод профессиональной пробы — один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность.
Метод самоотчета — один из основных методов психологии, заключающийся в анализе человеком деятельности (ее условий и результатов), субъектом которой он является. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что большая часть испы-
230
туемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.
Метод тестирования — один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике, психопрогностике личности, ее психических состояний и функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.
Методология — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Методика исследования — совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Моральные стимулы — способы активизации деятельности, связанные с учетом социально-психических, психических особенностей личности и заключающиеся в использовании механизмов самоутверждения, эмпатии, убеждения, воодушевления, внушения, подражания и других психических феноменов.
Мотив — внутреннее побуждение (осознанное или неосознанное) к тому или иному поведению, действию человека. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др.
Мотивировка — вербальное (словесное) объяснение, иногда оправдание, тех или иных действий, мотива их совершения. Может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.
Мотивация — создание внутреннего и внешнего побуждения к действию на основе материального или морального стимулирования какой-либо деятельности.
Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Отражает потребность личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата.

<< 71 72 73 74 75 ... 76